+7(999)69-11111

Пузанова Елена Юрьевна

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Школа № 94".
Должность: Директор

Формула успеха Елены Пузановой

Директор ростовской школы № 94 Елена Юрьевна ПУЗАНОВА всегда знала, кем станет, когда вырастет - учителем. Когда же попадала в сложные жизненные ситуации,  следовала одному и тому же правилу: «Упорно работала». Это реально помогало и душевное равновесие сохранить, и выход из ситуации найти.

Во внешности Елены Юрьевны есть что-то домашнее, располагающее. Говорит неторопливо, взвешивая каждое слово. Улыбается приветливо. Но с каждой ее фразой неожиданно для себя отмечаешь, как всколыхнулось спящее внутри любопытство. И начинаешь вдумываться в то, что она говорит. Сравнивать, как согласуется это с твоими собственными убеждениями и принципами.

- Я уже в детстве знала, что буду учителем, - рассказывает о жизни Елена Юрьевна. - Когда в пятом классе к нам пришла учитель истории Раиса Константиновна Юдина, она буквально влюбила меня в свой предмет. Частенько вспоминаю, как рассказывала, вела уроки. Это походило на спектакль одного актера. Талантливый, запоминающийся.

Во втором классе Елену Пузанову ребята выбрали старостой. Была раньше такая выборная должность. Это как заместитель командира взвода в армии, помощник режиссера на телевидении, вожатая в школе. Во все вникай, учителю помогай. И так она взялась за дело, что  классный руководитель, который взял их  класс в 4 классе - учитель русского языка и литературы Мушинская Злата Леонидовна, с которой впоследствии они стали коллегами, однажды сказала: «Ваш класс был удивительно самостоятельным. Вас не нужно было подгонять. Только направляй и поддерживай». И это правда. Энергии старосты хватало на все. Она уже тогда умела растормошить ребят и увлечь интересным делом. А еще она умела дружить и уважать чужое мнение. И это тоже сыграло свою роль. В лидерах класса пробыла  Пузанова до самого выпуска из школы.

- Мне повезло, - продолжает Елена Юрьевна, - я родилась в семье, где любили детей и считались с их мнением. Маме на тот момент было 38 лет, папе – 40, старшей сестре - 14. Сегодня сестра для меня любимый и авторитетный человек. И наши взгляды на жизнь во многом схожи. Наши родители – это дети войны. Они пережили фашистскую оккупацию города Ростова – на – Дону  в годы Великой Отечественной войны и до конца своей жизни считали, что самое главное счастье – это мирное небо над головой. Родители были для нас с сестрой настоящими друзьями, мы росли в атмосфере любви и доверия, они научили нас быть честными, трудолюбивыми, научили дисциплине, уважать любой труд,  умению прощать  и не обижать тех, кто рядом. «Если что не так, - много раз повторяла Елене мама, - не пеняй на людей, ищи причину в себе». Может быть, это и ошибочная философия, но она работает. Пузанова не раз убеждалась на практике.

Школу она окончила с серебряной медалью. В 1991 году поступила в РГУ на заочное отделение исторического факультета. И это заочное обучение считает плюсом в своем образовании. 10 августа в университете вывесили списки поступивших, а 19 августа в Москве случилось ГКЧП. Известие о нем озадачило многих людей.

- В тот день я почувствовала, первый раз в жизни, тревогу, - признается Елена Юрьевна, - размышляла, пыталась понять, как сложится моя жизнь  дальше. Но одновременно с тревогой росло желание получить именно ту профессию, которую выбрала. Верила, что учителя будут нужны обществу и государству в любые времена. Убеждена в этом, кстати, и сегодня.

Поступив в РГУ, - рассказывает Елена Юрьевна, - я пришла работать в свою родную восемьдесят первую школу старшей пионервожатой. Платили, конечно, не много, но было интересно. Да и время для учебы в университете удавалось выкроить. Администрация в этом плане всегда шла навстречу. Проработала там два года, а потом решила заняться коммерцией. Попробовала себя в нескольких профессиях. Некоторое время проработала даже  ведущей на одной из ростовских музыкальных  радиостанции.

В 1994 году пришла  работать учителем истории и обществознания в школу № 106. К тому времени я уже перешла на четвертый курс университета и имела право преподавать.

Рано начавшаяся педагогическая карьера Пузановой складывалась успешно. В 26 лет она стала учителем высшей квалификационной категории, спустя всего 3 года после окончания РГУ, в 27 лет – заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе. Ее хвалили, ставили в пример, награждали.   В 2006 году Пузанова стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации Приоритетного национального проекта «Образование», который проводился впервые. Елена Юрьевна  награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации, ей присвоено почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» за заслуги в области образования. И все было справедливо, заслуженно. Так ковались ее успехи.

А  в 2009 году был конкурс на должность директора девяносто четвертой ростовской школы. Начальник отдела образования Пролетарского района города  Ростова – на – Дону Аборнева Раиса Александровна предложила поучаствовать в нем и Пузановой. Среди претендентов она оказалась самой молодой.

- Я не люблю конкурсы, - признается, вспоминая о том, директорском. – Считаю, что сравнивать можно только свои достижения со своими достижениями предыдущих лет. Но мы должны  участвовать. По победам в конкурсах у нас судят и о профессиональной подготовке учителя. На них во многом в образовании сориентирована кадровая политика.

Когда заходишь в кабинет Пузановой, то сразу замечаешь на стене множество дипломов и грамот. Какими-то награждена лично она, какими-то коллектив школы. Выходит, конкурсов в ее жизни было все-таки много.

- Это раскрывшиеся листочки на дереве нашего профессионализма, - поясняет с улыбкой, обнаружив мой интерес. – Растим его также, как и в других школах. И искренне радуемся, что с каждым годом крона дерева заметно густеет. 

Тот конкурс на право стать директором  94-й школы она выиграла. И с тех пор является ее  руководителем.

- Я очень благодарна,  Раисе Александровне, всем моим коллегам, заместителям директора и учителям школы 94, которые в 2009 году поверили мне как профессионалу и с которыми мы вот уже 10 лет работаем вместе, – говорит Елена Юрьевна.

О своей школе Елена Юрьевна может рассказывать часами. Например, о том, что из 54 учителей 17 являются ее выпускниками, 4 из которых являются заместителями директора. Или о том, что другой такой школы, где свято берегут сложившиеся за десятилетия традиции, в Ростове больше нет. Буквально осенью 2019 года они чествовали в коллективе четверых учителей, проработавших в девяносто четвертой по тридцать и сорок лет. Много ли таких учителей и школ найдется сегодня в донской столице?

Между тем разговор заходит о детях. Как изменились они за прошедшие годы? Лучше или хуже стали в сравнении с предшественниками?

- Дети не меняются, - уверенно обозначает свою позицию Пузанова. – Они такие же ранимые, как и их ровесники 20 лет назад. Им также нужны любовь, забота и внимание родителей, общение с друзьями, авторитет в коллективе и уважение учителей. А вот отношение к детям некоторых пап и мам изменилось. И не в лучшую сторону. Когда классные руководители на родительских собраниях советуют больше времени уделять детям, в ответ слышат одно и тоже: «Мы заняты, работаем». Но не получив родительского внимания и ласки дети переносят общение из семьи, на улицу, в Интернет. Там дружат, обсуждают свои проблемы, вырабатывают жизненные установки на будущее. И не всегда это заканчивается благополучно.

- Как же тогда  воспитывать детей? – вопрос напрашивается сам собой.

- Как и раньше, - отвечает Пузанова, - на личном примере. Если вы курите, то никогда не убедите сына, что курить вредно. Если не уважаете отца или мать, никогда не научите дочь уважать старших. И надо обязательно находить на них время. Ведь дети – самое дорогое, что у нас есть.

Никогда не забуду слова нашего классного руководителя, которую мы уважали и любили. Она говорила: «Все учителя в школе разные. И мы ежедневно проходим перед вами. У каждого отличная от других модель поведения, манера общения. Вот и выбирайте ту, которая вам ближе. В будущем это убережет вас от мучительных поисков себя и ошибок». И ведь она была права!

Слушаю Елену Юрьевну и удивляюсь. Ее логике, благодаря которой безошибочно устанавливает причинно-следственные связи. Ее жизненной позиции, о которой не боится заявить открыто. А еще понравилось ее отношение к жизни, сформулированное в двух предложениях: «Жизнь коротка. И лично мне жаль ее тратить на негативное восприятие окружающей действительности».

Пузанова – оптимист. Неисправимый, многолетний. При этом хорошо информирована и образована. Она по-прежнему преподает историю и обществознание в старших классах. Профессионально подмечает закономерности развития нашего государства в различные исторические периоды.

А еще Елена Юрьевна - хороший психолог.

- Я частенько говорю учителям, - рассказывает Пузанова, – что любую конфликтную ситуацию лучше предотвратить, чем потом искать ее решение. Но уж если случилось, не надо отчаиваться. Из любой ситуации есть выход. Иногда чтобы его увидеть достаточно стать на сторону другого участника конфликта. А иногда нужно просто умерить свои амбиции. Если же учитель эмоционально устал, не знает, что делать в профессиональном плане, то дверь моего кабинета всегда открыта. Приходите. Налью чашку чая, угощу конфетами. Поговорим. Как это важно, вовремя услышать слова поддержки и понимания, - Елена Юрьевна улыбается.

Наш разговор с Пузановой продлился долго. Много полезных и интересных мыслей, касающихся педагогики, услышал в тот день. И пожалел, что не все их получится уместить в ограниченные рамки одного материала. В заключение же поинтересовался, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать успешным?

- В первую очередь, надо стремиться стать профессионалом своего дела и много работать, - ответила Елена Юрьевна, - а количество, как известно, всегда переходит в качество. К тому же я давно заметила, что как бы трудно ни было, но если ты занимаешься любимым делом и не обращаешь внимания на мелочи, то стратегической цели всегда достигнешь.

Такая вот формула успеха у директора ростовской школы № 94 Елены Юрьевны Пузановой. Возможно, кому-то из наших читателей она также поможет реализовать свои скрытые способности и добиться общественного признания.

 

Александр Петров

Редакция 2019 года