+7(999)69-11111

Обущенко Светлана Ивановна

Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Советского района города Ростова-на-Дону «Дом детского творчества» (МБУ ДО ДДТ)
Должность: Директор

Светлана Ивановна Обущенко, в девичестве Одинискова, потомственная казачка. Она родилась в Ростове-на-Дону 4 мая 1959 года. Ее отец, Одинисков Иван Григорьевич, работал начальником пожарной охраны Железнодорожного района донской столицы, а мать, Валентина Ивановна, – ветеран войны, стахановка, кавалер ордена Трудового Красного Знамени – трудилась мастером цеха на швейной фабрике №4. «Мама всю жизнь отдала швейному делу, - вспоминает Светлана Ивановна. - Она и меня с детства приучила к прикладному творчеству. Сколько себя помню, всегда хорошо шила и вязала, мастерила всякие поделки ».

В 1978 году Светлана Ивановна вышла замуж. В то время она работала ведущим инженером в проектном институте, заочно обучаясь в Московском технологическом институте. «Я каждый день приходила на работу в новом платье, - с улыбкой рассказывает Светлана Ивановна. - За ночь я могла сшить себе платье. И все говорили, что мне надо заниматься творчеством». В 1983 году Светлана Обущенко окончила институт, у нее родился сын, и она ушла в декретный отпуск. А когда Борис подрос, Светлана Ивановна в проектный институт не вернулась, а стала подыскивать новую работу, связанную с творчеством, дело в том, что она решила устроиться не на полный рабочий день, а на полдня, чтобы дополнительно заниматься с ребенком. И пути-дороги ее привели в Дом детского творчества, где родная сестра нашей героини – Ангелина Ивановна Залесская, работала педагогом дополнительного образования объединения «Сувениры и куклы народов мира».

В ДДТ Светлане Обущенко доверили кружок «Донская хозяюшка». Так в 1986 году началась педагогическая биография нашей героини. Как потомственная казачка, она хорошо знала традиции и обряды донских казаков, и ей легко удавалось прививать детям любовь к народным обычаям. «Мы занимались прикладным творчеством, вышиванием, вязанием, шитьем и лоскутной техникой, - вспоминает моя собеседница. - А вскоре я создала выставку на донские мотивы, где были плетень с петухом и казак с казачкой…». К слову, на Всероссийском конкурсе в Москве выставка «Донская хозяюшка» стала дипломантом I степени. Этот знаменательный факт сыграл определяющую роль в дальнейшей судьбе Светланы Обущенко: в начале 1990-х годов ее назначили методистом вводившегося тогда в систему образования регионального компонента – системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления воспитательно-образовательного процесса. И наша героиня стала разрабатывать методики, в которых акцент делался на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины. Нужно ли говорить о том, что соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают в нем гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

В должности методиста регионального компонента Светлана Ивановна проработала около пяти лет. За эти годы она составила немало методических разработок, касающихся казачьего воспитания – системы, которая предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. А ее образовательная программа «Донская хозяюшка» стала лауреатом Всероссийского конкурса авторских программ. Как итог, Светлану Обущенко назначили на должность заместителя директора Дома творчества по воспитательной работе, в которой она трудилась еще четыре года. И, наконец, в 1999 году наша героиня заслуженно стала директором Дома детского творчества Советского района г. Ростова-на-Дону и окончила еще один институт – РГПУ. В настоящее время ее педагогический стаж в МБУ ДО ДДТ составляет 32 года, в том числе 18 лет – директором учреждения. «Когда я сюда пришла, было всего 10 кружков и 15 педагогов, - вспоминает Светлана Ивановна. - Сегодня у нас 3.337 обучающихся, 240 объединений и 100 творческих педагогов – профессионалов своего дела. Помимо этого помещения, у нас имеется еще 7 подростковых клубов (корпусов) по району».

Кстати, усилиями нашей героини в МБУ ДО ДДТ создано семь школ-модулей, о которых хотелось бы сказать особо. Школа раннего эстетического развития – самый первый модуль и самая «взрослая» школа для самых маленьких учащихся. Ее цель – всестороннее развитие детей 4-7 лет, сохранение и укрепление психического и физического здоровья. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, - рассказывает Светлана Ивановна. - И задача взрослых открыть перед ним чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Вторая по значимости школа-модуль «АБВГДейка». Практика показывает, что ребенок, став первоклассником, испытывает трудности педагогического характера. Почему? «Во-первых, он не готов к новой социальной роли ученика, - рассуждает моя собеседница, - а во-вторых, у него недостаточно сформированы такие качества, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и стремиться узнавать новое». Поэтому такие курсы в школе-модуле «АБВГДейка», как «Пишем, рисуем», «Азбуковедение», «Математические ступеньки», помогают дошколятам успешно преодолевать психологический барьер при переходе из детского сада в общеобразовательную школу, вырабатывают у них нравственную и психологическую готовность к школьному обучению. Немало лестных слов заслуживает и школа-модуль «Донская лазурь», цель которой – развитие интереса к изобразительному искусству, раннее выявление творчески одаренных детей. Обучение в ней состоит из нескольких уровней и включает в себя следующие дисциплины: живопись, рисунок, лепка, керамика, декоративно-прикладное искусство, дизайн, народное творчество, батик, компьютерная графика. В ДДТ также функционирует Детская музыкальная школа-студия, где ребятишек обучают игре на музыкальных инструментах, исполнительному искусству. Занятия в школе для старшеклассников «Успех» помогают педагогам выявить природные склонности и способности ребенка, повысить его уверенность в себе, улучшить отношения с родителями и сверстниками, найти цель в жизни.

Особое внимание следует уделить Образцовой театральной школе-модулю «На бис!». Занятия сценическим искусством учат детей общаться с окружающим миром, пробуждают фантазию, развивают сферу чувств. В ОТШ «На бис!» дети успешно овладевают мастерством актера, о чем свидетельствуют многочисленные победы на международных конкурсах. И, наконец, в школе-модуле «Лингва» дети изучают иностранные языки, которые очень востребованы в условиях развивающегося мира. Успешно действует в стенах ДДТ объединение «Робототехника», в котором развивают свои технические таланты десятки ребят. А двое из них – Андрей Чуйко (10 лет) и Тимофей Головко (12 лет) – смастерили робота-уборщика, который с помощью ультразвукового датчика находит мусор. Кстати, они стали самыми юными участниками II Открытого областного смотра-конкурса изобретений «Донская сборка – 2017» в г. Ростове-на-Дону.  

Между тем в конкурсах здесь участвуют не только дети. Например, в этом году педагог дополнительного образования Максим Алексеевич Пержуков, который руководит школой брейк-данса «Dansinq souls», – лауреат регионального этапа Всероссийского конкурса дополнительных программ для одаренных детей и талантливой молодежи в номинации «Достижения в искусствах». Педагог-психолог МБУ ДО ДДТ Ольга Николаевна Мельникова победила в областном конкурсе «Лучший педагогический работник системы дополнительного образования детей Ростовской области» в номинации «Лучший педагог-психолог», получила грант Губернатора Ростовской области. Понятно, что основная функция Дома детского творчества – это дополнительное образование. Что это такое? «Дополнительное образование – значит, к общему образованию мы даем ребенку знания, навыки и умения, которые в дальнейшем помогут ему в жизни, - рассуждает Светлана Ивановна. - Вот почему среди наших выпускников есть знаменитые певцы, танцоры, художники, которых знает вся Россия, есть обучающиеся, которые стали педагогами дополнительного образования Дома творчества. В общем, мы создаем ребенку «Ситуацию успеха». Даже тот ребенок, который учится в школе плохо, у нас он раскрывает свои способности, овладевает необходимыми навыками и становится полезным и нужным обществу…».

Дом детского творчества Советского района донской столицы – любимое место детворы. Здесь ребят ждут увлекательные занятия, на которых можно в полной мере проявить свои способности и таланты. Сотни тысяч ростовских школьников, прошедшие за многие годы существования учреждения через кружки и студии, получили замечательные уроки доброты, порядочности, оптимизма. Здесь многие ребята обрели уверенность в своих силах, окончательно выбрали профессию, стали настоящими патриотами Отечества. В одном из донских педагогических журналов, которые директор МБУ ДО ДДТ С.И.Обущенко подарила мне при встрече, есть такие слова: «Светлана Ивановна Обущенко – руководитель новой формации. Ее отличает высокий профессионализм, работоспособность и удивительная щедрость души. Все эти качества она унаследовала от своих предков – донских казаков. А еще ей присущи упорство, целеустремленность, решительность и смекалка, полная отдача сил избранному делу, чувство ритма жизни, соблюдение культурных традиций – на этом и зиждется ее управленческая культура».

Комментарии тут, что называется, излишни.

Николай Асташкин