+7(999)69-11111

Коркина Светлана Михайловна

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «детский сад № 75»
Должность: Заведующий

Профессионализм – это не цель, это путь. Невозможно стать профессионалом раз и навсегда научившись чему-то, как нельзя стать хорошим альпинистом, преодолев одну единственную гору.

Уютный детский садик, расположившийся в самом центре поселка Александровка, носит романтическое название «Бригантина». Это память о том, что в восьмидесятые годы его построило Волго-Донское речное пароходство. Много воды с тех пор утекло.  Дошкольный мир приобрел новые формы, содержание и смысл. Полностью преобразилась и «Бригантина». Здесь прекрасная ухоженная территория, уютные игровые площадки, много зелени. Особенной гордостью является зимний сад, с множеством цветущих растений и щебечущими разноцветными попугаями, где под высоким стеклянным куполом растет и живет уникальная 40-летняя пальма, вызывающая восхищение, приходящих посмотреть на нее, детей и их родителей.

О своем пути в педагогике, о том, как удалось создать этот райский уголок для детей, рассказала в интервью Светлана Михайловна Коркина.

- Мой путь в профессию был долгим и стремительным одновременно. Приехала в большой город поступать в педагогическое училище, но с первого раза не получилось, престиж профессии в то время был высок и желающих учиться было очень много. Но огромное желание реализоваться в выбранной профессии сподвигло, для начала, устроиться помощником воспитателя в небольшой детский сад в Западном микрорайоне города. Меня приняли по-домашнему тепло. Через некоторое время работы в нем, я окончательно утвердилась в мысли, что детский сад – моя стихия, мой мир, где каждый день происходят важные события и удивительные открытия.

 Закончив педагогическое училище, я попала по распределению в огромный детский комплекс № 304 «Родничок», построенный заводом «Ростсельмаш». На то время это был один из самых больших (14 групп), красивых и благоустроенных детских садов в Ростове.

Работа захватила с первых же дней, трудно передать, какие чувства переполняли меня в начале педагогического пути. Помню первое чувство, которое охватило меня - это головокружение от детских  взглядов и «коварных детских вопросов», неуверенности в своих силах. Но один вопрос меня волновал не меньше других: «Удастся ли мне дать детям все то, что умею и знаю!». Через некоторое время я настолько полюбила своих малышей, что до сих пор помню каждого них. Они были лучшие, какие-то особенные... Вскоре я поняла, что самое печальное в профессии педагога — расставаться с детьми, которых успела полюбить всей душою. Мне тогда было всего 20 лет предо мной лежала долгая дорога творческих поисков и открытий. Помню, какие эмоции принесла первая зарплата в 80 рублей. Вроде и немного, но это были мои деньги, заработанные трудом педагога...

Через год я вышла замуж. «Декретный» отпуск, рождение дочери. Некоторое время работала в детских ясельках на улице Советской, но уже тогда поняла, что выросла из «яслей», мне хотелось развиваться, проявлять инициативу и творчество, достигнуть большего в своей профессии. Хотелось интересной работы. И я нашла ее. Мне предложили место воспитателя в коррекционном детском саду № 60 на улице Суворова, для детей с проблемами речи. Сад был небольшой, всего четыре группы, но там был потрясающий коллектив и профессиональные педагоги.

Это был замечательный период в моей профессиональной жизни. Я не боялась сложностей, и общение с «особенными» детьми приносило только положительные эмоции. Но работая в таком детском саду я все чаще думала, что полученных ранее знаний уже явно не хватает. Об этом говорила на том момент и мой руководитель, впоследствии, она стала мне коллегой и прекрасным другом. Я поступила в Ростовский педагогический институт, который закончила с отличием по специальности «Педагогика и психология».

Через некоторое время заведующая предложила мне должность старшего воспитателя. Это было время нового опыта, поисков, раздумий, колебаний и открытий. В скором времени   мне предложили должность заведующей небольшого, на четыре группы, детского сада на улице Береговой, назывался он «Будильничек», поскольку раннее принадлежал Ростовскому часовому заводу. Детский сад работал круглосуточно. Мне пришлось заново создавать коллектив детского сада, я была и администратором, и менеджером, и работодателем. Мне пришлось окунуться в психологию взрослых людей, изучить конфликтологию, а еще проявить навыки хозяйственника, строителя и дизайнера.

Когда я пришла в «Будильничек», он находился в запущенном состоянии. Это были сложные времена «девяностых», денег практически не выделяли. Приходилось работать в сложных условиях, но в конечном итоге детский сад преобразился: стал красивым, зеленым и теплым домом для дошкольников Кировского района. Очень часто вспоминаю людей, которые помогли мне пройти такой сложный путь девяностых.

- Вы упомянули о профессионалах педагогики, которых повстречали на своем пути. Кого именно?

- Прежде всего назову многолетнего начальника городского Управления образования Валентину Федоровну Бут. Ее хорошо знают и помнят ростовские педагоги разных поколений. Именно Валентина Федоровна   назначала меня заведующей и при встрече сказала мне: «Никогда не сетуй на судьбу, всегда держи удар, судьба дает тебе шанс создать такой сад, о котором ты мечтала!». Она была великолепным организатором и руководителем. Я многому у нее научилась.

Много добрых слов хочу сказать в адрес куратора дошкольного образования Ольги Ивановны Рябышевой - грамотного специалиста, мудрого наставника, который всегда правильно и тактично направит, даст неоценимый совет каждой заведующей. Главными ее чертами являются умение поддержать, когда человек нуждается в помощи и заставить верить в себя, когда сомневается в своих силах.

Начальник отдела образования Пролетарского района Раиса Александровна Аборнева — это уникальный человек, обладающий острым умом и талантом притягивать к себе других людей, она изменила мой внутренний мир, всегда поддерживает меня в любых начинаниях. Мудрая, интеллигентная, требовательная к себе и другим, она полностью соединила частички моего образа как руководителя. Благодаря ей мы работаем над собой… И глядя на нее, я окончательно убедилась, что педагогическая профессия — это мой путь. Мне по жизни вообще везло, я попадала в такие учреждения города, где работали дружные коллективы, благожелательные люди и настоящие профессионалы дошкольной педагогики.  

- В «Будильничке» вы отработали около десяти лет. И что было дальше?

- Мне предложили место заведующего детским садом в моем родном Пролетарском районе в поселке Александровка. Пришла сюда 17 июля 2009 года. Признаюсь, что поначалу чувствовала некий страх. Новое место, к тому же садик гораздо больше привычного, а его состояние оставляло желать лучшего. Но... глаза боятся, а руки делают.

Начиная работать в «Бригантине», я вошла в коллектив спокойно, плавно, не осуществляя сразу «революций». Постепенно я знакомилась с детским садом, его традициями, глубоко вникая в суть образовательного процесса и хозяйственной деятельности.

На мой взгляд управленческая позиция оказалась наиболее мудрой, мне пригодился мой опыт работы в других учреждениях, я четко понимала с чего надо начинать, что главное, а что может подождать. Конечно, меня покорила архитектурная особенность «Бригантины», очаровал зимний сад, очень удивил музыкальный зал своим масштабом. Но время не пощадило и этот детский сад, он был сдан в 1982 году, хотя говорят, был одним из лучших в свое время. Но за 90-е годы, когда не выделялось достаточных средств на содержание, детский сад пришел в упадок.  Унылым и запущенным был интерьер. Надо было менять системы водоснабжения, отопления, канализации.

Была проведена большая работа по модернизации детского сада: полностью изменили концепцию интерьера, заменили инженерные коммуникации, оборудовали музыкальный и физкультурный залы, открыли группу кратковременного пребывания для детей, оснастили прачечную, отремонтировали группы и пищеблок, благоустроили территорию, построили прогулочные веранды. Одним словом, на сегодняшний день наша «Бригантина» — современное учреждение дошкольного образования, соответствующее самым высоким стандартам, обеспечивающее широкий спектр услуг.

Мое твердое убеждение, что успех нашего дела – в сотрудничестве, в опоре на коллектив. Мне приятно от того, что под моим началом работает профессиональная, работоспособная, творческая команда. Это позволяет эффективно взаимодействовать с родителями, что является одним из условий успешности образовательного учреждения.

- Два слова о взаимоотношениях детсадика с родителями. Какими они должны быть?

- Александровка — это «спальный» городской район со своей спецификой. Я бы сказала, что он более консервативный по характеру, чем центр города. Поколения людей здесь рождаются, растут, живут рядом друг с другом, хорошо знают соседей. Поэтому очень важен фактор личностного общения, умение выстраивать отношения. Самое главное в работе с родителями на мой взгляд это доверие, которое очень трудно и долго заработать и его никогда нельзя потерять. В общении с родителями важно быть стрессоустойчивым и уравновешенным, уметь сохранять самообладание и не впадать в панику в критических ситуациях. Родителей нужно уметь собрать и организовать.  

В детском саду на протяжении многих лет существует и работает Совет родителей. Принятие общих решений – задача сложная и для педагогов, привыкших недооценивать воспитательные навыки родителей, и для родителей, зачастую не понимающих причин возрастающих потребностей детского сада в поддержке образования со стороны семьи. Сумасшедший ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет многих родителей ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь тем, что они приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения. В результате специалисты начали отмечать появление серьезных проблем во взаимоотношениях между детьми и их родителями, которые оказывают негативное влияние на эмоциональное, соматическое и интеллектуальное развитие подрастающего поколения.

 У нас есть и многодетные семьи, и мамочки, воспитывающие своих малышей без участия мужской поддержки, которым живется труднее, чем другим. Мы помогаем, и для всех у нас найдется добрый совет, консультация специалистов, а иногда просто «выслушать и пожалеть» для этого нужен талант педагога. У нас прекрасные, добрые, веселые и умные родители, они умеют ценить наш труд и нам очень приятна их поддержка. «Одна рука не сделает хлопка» — эта фраза ведет нас к взаимопониманию с нашими родителями.

- При такой сложной работе остается ли время на личные увлечения?

- Весь день общаясь с людьми, и маленькими, и большими, свое свободное время люблю проводить в уединении. Люблю старые советские фильмы, они наполнены глубоким смыслом, а не спецэффектами, в этих картинах есть четкое понимание «что такое хорошо!»  и «что такое плохо!», каждую реплику в них можно разобрать на цитаты, которые уместны на все случаи жизни. У меня дома собрана небольшая фильмотека - «Калина красная», «Три тополя на Плющихе», «Приезжая» и т.д. их я могу пересматривать бесконечно. Люблю эстраду советских лет. Людмила Гурченко, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев... Не разделяю мнение, что классика устарела.

Очень люблю чтение. Недавно увлеклась серьезным чтением, открыла для себя пласт духовной литературы. Это чтение можно сравнить с лекарством, но излечивающим не тело, а душу. В данное время читаю жизнеописания и труды святого старца, исповедника преподобного Серафима Вырицкого. Мир духовной литературы очень загадочен, там есть истина, и есть ответы на вопросы, которые возникают у людей моего возраста.  

Очень люблю свою дочь и свою семью, она у меня очень большая и дружная. А если говорить о жизненном принципе, то я часто вспоминаю фразу великолепной француженки Коко Шанель, которая сказала: «Даже если ты родился без крыльев, не мешай им расти».

 

Александр Оленев

Редакция 2019 года