+7(999)69-11111

Камышная Елена Степановна

Место работы:
Должность:

Как складываются поэтические строки? Как возникает в голове та прекрасная цепочка слов, которая выражает мысли о Любви, о Родине, о родной земле, да так, чтобы эти строки захотелось не только прочесть, а сложить на них песню и её спеть?.. Где проходит та тонкая невидимая грань между искусством и состоянием души, которая называется поэзией?

Эти вопросы можно назвать риторическими, поскольку они не имеют ответа. Поэзия такая же загадка как жизнь и смерть. Поэзия рождается вместе с душой человека, взрослеет, обретает смысл и форму вместе с человеческим телом, но, в отличие от него не умирает, а остается как форма искусства. И тогда то, что думал, мыслил, ощущал и переживал поэт, становится понятно и доступно другим людям.

Елена Степановна Камышная родилась в городе Ростове-на-Дону 24 апреля 1944 года. Ее отец Степан Иванович Сапунов - инженер-строитель. Мама - Евдокия Венедиктовна Марченко была служащей, работала в системе ростовского общепита. Семья Сапуновых распалась еще когда Леночка была совсем крошкой. Кто из взрослых был виноват в этом расставании, так и осталось неизвестным, но воспитание дочки и ее старшего сводного брата Леонида легло на плечи мамы.

Семья жила в 65-й квартире дома № 61 в Университетском переулке (тогда он назывался Ткачевским). Это «самый-самый» исторический центр Ростова. Когда-то здесь была территория крепости Димитрия Ростовского, по ней когда-то маршировали солдаты суворовской гвардии. Так что в слова «Я коренная ростовчанка», Елена Степановна вкладывает особый смысл.

Это была прекрасная по тем временам, просторная квартира со всеми удобствами. Вместе с семьей Сапуновых жила здесь нянечка Елены — бабушка Мария, со своим мужем Георгием Муравленко. Нянечка была родом из казачек, прекрасно пела донские песни, которые запомнились Лене на всю жизнь. А к «бабе Маше» и «деду Жоре» остались самые теплые чувства.

Прямо напротив дома Сапуновых располагалась Греческая церковь (позже ее частично снесли и в ее стенах устроили Театр кукол). Детские воспоминания Елены — звон колоколов, толпы прихожан по престольным праздникам. А потом детскую сказку сурово и жестоко уничтожили. Жизнь не раз будет оборачиваться к Елене   своими острыми углами. А о том старинном и почти сказочном храме остались проникновенные стихи.

 

Возносились кресты в небеса

В переулке Ткачевском когда-то -

За оградой там церковь была,

Красотою и светом богата.

И стоял в ней алтарь золотой,

И в окладах иконы сияли,

А в лазури парил Сам Господь!

Люди церковь ту Греческой звали.

Что случилось, понять не могла

Я в те дальние юные годы;

Только помню, как рушили Храм,

Разбивая и стены, и своды.

Те далекие годы ушли,

Но о Храме печаль не забылась:

На развалины долго его

Со слезами старушка крестилась.

 

Рядом с церковью была женская школа-семилетка. Там Елена училась некоторое время. Но потом школу закрыли (сейчас в этом здании городской Дворец бракосочетаний), Лену и других учениц перевели в школу № 47 на улице М. Горького (бывшая Сенная).

После седьмого класса Евдокия Венедиктовна решила, что дочери необходимо получить профессиональное образование, чтобы она сама могла заработать себе на кусок хлеба. Желание было понятно: Лена была поздним ребенком, тянуть на себе семью маме становилось все труднее и поневоле возникали опасения за судьбу дочери. А когда стали обсуждать выбор профессии, Евдокия Венедиктовна была непреклонна: твой отец был инженером, аналогичную профессию должна выбрать и ты. В 1958 году Елена поступила в радиотехнический техникум на улице Красноармейской, на отделение «Электрохимические покрытия». Здесь Елена проучилась четыре года.

После техникума молодой специалист была распределена на должность техника-конструктора в «почтовый ящик № 140» на проспекте Октября (сейчас Нагибина). Это закрытое оборонное предприятие, на нем Елена проработала три года.

В 1962-м она решила продолжить образование и поступила на вечернее отделение в Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения (сейчас ДГТУ) по специальности «технологии машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Учиться было нелегко: работа-дом-учеба. Одни только поездки по городу отнимали много времени и сил. Тем не менее, Лена Сапунова училась прилежно, прекрасно понимая, что только хорошая профессия обеспечит ее будущее.

Получив диплом в 1968 году, 24-летний инженер-технолог устроилась в институт «Атомкотломаш» и проработала там два десятка лет.

                  *

В 1969 году Елена нашла свою любовь и стала Камышной. История знакомства с Виталием была проста и внезапна. Как говорится - «он сам пришел». Пути Господни неисповедимы!

У Евдокии Венедиктовны была приятельница, муж которой работал на Донской государственной табачной фабрике (ДГТФ) начальником пожарной охраны. Там регулярно проводились соревнования Добровольной пожарной дружины. А руководил подразделением ВДПО Виталий Камышный.

В один из дней, как раз после соревнований, к Евдокии Венедиктовне пришла в гости подруга с мужем и его коллегой — серьезным молодым человеком, который почему-то глаз не мог отвести от Елены. Девичье сердце ответило взаимностью. Потом были свидания, а «конфетно-букетный» период закончился свадьбой. Елена и Виталий сохранили своё чувство на всю жизнь.

Но это внешняя сторона биографии. Параллельно ей  развивалась другая — творческая.

 

В чем тайна женщины?

В глазах,

В походке легкой? –

Прочь усталость.

Иль в трепетных ее руках? -

Прикосновений чудных радость.

 

В чем тайна женщины? -

В красе,

Дарящей бездну

Наслажденья,

Или в распущенной косе -

Той,

Первозданного творенья?

 

Веками

Силились понять –

И в мраморе,

И в песне песней,

Пытались жечь огнем,

Распять –

Была загадочней,

Чудесней.

 

Есть где-то тайная

Страна,

И в тайне женщины

Она!                 

 

Сочиняла стихи Лена с детства. Сначала ее привлекала стройная композиция строк, в которые надо было вложить смысл. А он стал появляться с годами, когда пришло познание и сладости любви, и горечи потерь. В стенгазете техникума Лена публиковала свои стихи на запуск первого спутника, на полет Юрия Гагарина и в поддержку революции на Кубе. Но о творчестве, как о таковом, не задумывалась до определенного времени. Писала, что называется, для души. Записывала стихи в тетрадку, которую прятала от посторонних глаз. Это было свое, сугубо личное.

50-60-е годы вошли в историю нашей страны как эпоха самого романтического поколения. Мы первыми вышли в космос, покорили ледяное безмолвие Арктики, стали осваивать Сибирь... Молодежь запоем читала «толстые» литературные журналы, обсуждала новые произведения Ремарка. Елена участвовала в самодеятельном драмкружке, причем пьесу Николая Погодина «Кремлёвские куранты» студентам помогали ставить профессиональные режиссер и актеры из драмтеатра имени М. Горького.

Елена много читала и обожала поэзию. С ней был «серебряный век» в лице Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама... Стихи «шестидесятников»: Евгения Евтушенко, Андрея  Вознесенского, Роберта Рождественского и конечно же Беллы Ахмадулиной... Уже позже стала постигать и ценить поэзию наших донских, ростовских авторов.

Настоящие стихи Елена Камышная начала писать после тридцати лет. К этому времени полностью сформировался характер, сложились взгляды на жизнь. Такую простую и такую сложную — одновременно.

 

Мы верой живем, надежду питаем,

Любовь к нам приходит, как дар

И три эти чувства душой сохраняем

И сердцем их греющий жар.

Три имени этих, три слова прекрасных

(Ведь к счастью стремятся во все времена)

И много на свете людей самых разных

В душе повторяют слова-имена.

И пусть нам, порой, и мучительно грустно,

И слезы в глазах, и тоскуем мы вновь,

А вспомним три слова и сразу не пусто –

Надежда на веру и вера в любовь.

 

«Я пыталась вступить в Союз писателей, но мне отказали, несмотря на отличные рекомендации. Странно, но гораздо раньше я вступила в Союз журналистов. Сложилось так, что я была поэтом-одиночкой: не вступала ни в какие творческие группы, не интриговала, избегала богемных скандалов. Вместе с тем меня часто приглашали читать стихи на радио и на телевидение. Среди моих друзей — талантливые журналисты Любовь Суркова и Елена Смирнова», - говорит Елена Степановна.

К своей профессии технаря она относилась спокойно. Считалась прекрасным специалистом, свою работу выполняла образцово. Но — без души. Понимала, что настоящее ее призвание — это творчество. И по-хорошему, ей надо было поступать не в РИСХМ, а на историко-филологический факультет Ростовского университета. Или, в идеале, в Литературный институт имени М. Горького в Москве. Но — жизнь не воротишь. А мама Евдокия Венедиктовна, определившая волевым решением судьбу дочери, желала сделать как лучше. Но истинное гуманитарное призвание с годами неуклонно брало свое.

Елена Камышная стала читать свои стихи на литературных вечерах. В числе поэтов, которые оказали ей поддержку - Игорь Кудрявцев, Олег Бадалян, Леонид Григорян. Елена Камышная подружилась с прекрасным поэтом Даниилом Долинским, который одобрил творческие начинания и стал редактором ее первых книг «Ангел мой» и «Жизнь - стремительное чудо».

На поэтессу обратил внимание известный ростовский книгоиздатель Аркадий Мартенович Ленау, предложивший поучаствовать в литературно-художественном альманахе «Южная звезда», а также издать приложением к этому альманаху сборник своих стихов. А потом в творчестве Елены Камышной появился новый жанр — песня.

                   *

Его Величество Случай и Божье Провидение вели по начертанному свыше пути. Так, будучи на свадьбе сына своей подруги, Елена Степановна познакомилась с талантливым ростовским композитором Юрием Андреевичем Весняком. Узнав, что она пишет стихи, он очень заинтересовался. Послушав несколько стихотворений предложил творческое содружество. Первую совместную песню «Свеча Памяти» исполнил ансамбль Северо-Кавказского военного округа. Она посвящена солдатам, погибшим на чеченской войне.

 

Степь донская в ковыльных шелках,

Скакуны молодые на воле.

А у мальчика в синих глазах

Опрокинулось небо от боли.

Не ходи, не встречай поезда,

Не рассеять тумана руками.

Мама, знай, ты одна та звезда,

Что искал я на небе ночами...

 

К творческому союзу подключились композитор Николай Колесников и казачий ансамбль «Вербохлест». Дуэт Таисия и Николай Колесниковы великолепно аранжировали и исполняли тексты песен Елены Камышной.

- Сейчас у меня очень много песен. Такие как «Атаман молодой» звучат по всей нашей стране. Исполнила эту песню народная артистка России Людмила Рюмина — и включила ее в свои музыкальные альбомы. Настоящая творческая дружба связала меня с очень талантливым человеком — поэтом и композитором Любовью Пузиковой. Я многое у нее почерпнула в творческом плане. Вечера Анатолия Цукера в филармонии, выступления пианистки Сусанны Арабкерцевой, концерты в Донской публичной библиотеке, которые устраивала неповторимая Светлана Новикова. Большая творческая и личная дружба связала меня с заслуженными артистами России Лилией Никольской и Юрием Пономаревым — артистами Ростовской областной филармонии... Все это составляло культурную жизнь девяностых годов в Ростове-на-Дону, которая буквально бурлила, несмотря на сложное для страны время, - говорит Елена Камышная.

               *

Не все складывалось просто. Закрылся институт «Атомкотломаш». Елене Степановне пришлось вместо работы инженером перейти на простую рабочую должность. Три года она трудилась на табачной фабрике и, как она говорит, в итоге стала очень благодарна судьбе за эту перемену, открывшую ей новый взгляд на мир. Через испытания человек познаёт себя, через душевные страдания создаются самые прекрасные вещи.

Размеренная жизнь менялась очень круто, прямо на глазах, причем не всегда в лучшую сторону. Но это наводило на размышления. Все сильнее в творчестве Камышной стала проявляться житейская, философская тема. Как неутомимый старатель, она ежедневно упорным трудом нащупывала свою золотоносную жилу. И она вела от Любви и Надежды — прямиком к Вере. Православный мотив, проклюнувшись ростком, превращался в стихах в тенистое плодоносное древо...

                   *

В девяностые годы судьба перебросила Елену Степановну на работу ведущим специалистом в Законодательное собрание Ростовской области. В 2000 году Елена Степановна Камышная перешла на работу во вновь образовавшееся Полномочное представительство Президента России в Южном федеральном округе. Елена Степановна Камышная стала советником по делам культуры при генерале Викторе Германовиче Казанцеве. А затем она перешла в аппарат Главного федерального инспектора в ЮФО Сергея Николаевича Епифанцева и занималась культурой, а также связями с различными конфессиями.

Так Елена Камышная еще ближе подошла к вопросам религии. Тот самый колокольный звон Греческой церкви их далекого детства стал слышаться громче и отчетливее.

                    *

В декабре 2014 года в Ростове-на-Дону стартовал арт-проект «Негасимая свеча», посвященный поэзии действительного члена Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) Елены Камышной. Проект представлял собой синтез поэзии, музыки, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Талантливые современные художники, скульпторы, эмальеры России, США и Германии проиллюстрировали стихи Елены Степановны Камышной, продолжающей в своем творчестве традиции зарубежной и российской женской поэзии, ставшей главным ядром выставки и связующей нитью для разных видов искусств. «Поэзия Елены Камышной пронизана любовью – любовью к России, людям, миру. Любовь даёт человеку жизненную силу, поднимая его к духовному небу» – отметила руководитель арт-проекта Анна Георгиевна Колесникова.

Это был грандиозный успех. Елену Камышную от лица Ростовского отделения ИППО поздравил председатель отделения директор Высшей школы бизнеса Южного федерального университета профессор Алексей Юрьевич Архипов. Елену Степановну поздравили и вручили букеты и подарки действительные члены ИППО: настоятель ростовского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Вадим Толмачёв, заместители председателя Ростовского отделения ИППО генерал-майор в отставке Игорь Вильгельмович Волковыский и Александр Анатольевич Шиянов, пресс-секретарь Шахтинской епархии Илья Геннадиевич Шарков, скульптор, Заслуженный художник России Сергей Михайлович Исаков... Они были не просто гостями выставки. Это были друзья, единомышленники и соратники.

- Мне очень везло в жизни на добрых талантливых людей. Многие мои начинания находили поддержку и в итоге осуществлялись. Это касается и поэзии, и песенного творчества, и книгоиздания. Сборники моих стихов иллюстрировали замечательные донские художники Сергей Исаков, Дмитрий Близнюк, фотограф Карп Пашиньян.

 

Я этой жизни грезы знаю,

Забвенье знаю и печаль…

Все благодарно принимаю -

Несет судьба дорогой вдаль.

И одиночество земное -

Сосуд священного огня,

В нем настоящее, былое -

В плавильне сердца у меня.

А на далеком горизонте

Не спад я вижу, а подъем,

Где вдохновенных линий сходство

Ждет торжествующий излом.

 

- Есть целый ряд памятных событий в моей жизни. Это, конечно, первая встреча с моим будущим мужем Виталием, свадьба сына Михаила с любимой невесткой Мариной, рождение моих обожаемых внучек Насти и Елены. Анастасия Михайловна вышла замуж за замечательного человека, коренного ростовчанина Карена Деланьяна. У них двое детей, мои правнучки: Татьяна и Марина. Моя вторая внучка Елена вышла замуж за Матвея Лурье — представителя очень уважаемой ростовской семьи. Сейчас она живет и работает в Германии. Елена - специалист по гостиничному бизнесу.

Памятные события - выход первой печатной книги «Ангел мой» и первого поэтического сборника «Далекий крик последних журавлей». Это исполнение первой песни на мои стихи. Это большие проекты, которые мне удалось осуществить при поддержке друзей и единомышленников.

По знаку Зодиака я — Телец, а это значит терпение, упорство, восприимчивость к прекрасному и умение воплощать задуманное в жизнь. Что ж, можно сказать, все это нашло реализацию в моей судьбе.

Я не хочу винить в чем-то современную молодежь и нынешнюю информационную эпоху. Скажу только, что постоянное зависание в виртуальных сетях никогда не сможет заменить живое человеческое общение. А экран смартфона или монитор компьютера никогда не заменят Книги, общение с которой одно из благ, дарованных Господом человеку.

Режим самоизоляции, вызванный пандемией коронавируса, которая свалилась на человечество в 2020 году, еще более разъединил людей. Мы стала еще реже общаться друг с другом, и это еще одно очень суровое испытание, посланное нам свыше. В этой связи особую ценность обретает Живое Слово. Его никак не может заменить виртуальная нирвана, где легко можно потерять самого себя.

Вот поэтому, когда меня спрашивают — чем вы занимаетесь, я отвечаю: «Пишу стихи и надеюсь на встречи со старыми друзьями и новыми людьми!»

 

Изумление блаженства,

Позабытый мир восторга,

И потоки льются света

В очертанья влажных веток.

И причудливы виденья,

Так на музыку похожи -

Переливчатым твореньем

Танец страсти светотени.

И в набухших соком почках

Грудь весны и в пробужденье

Молодых побегов строчки -

Жажда жизни и рожденья.

С неба радуга струится

Нежной краской акварели,

Этот плен любви весенний

Дарят каждый год апрели.

Пережить бы этот натиск -

Буйной молодости ритмы,

Но зачем?.. Какое счастье

И любить и быть любимым!

 

              28-30 апреля 2021 года

 

Александр ОЛЕНЕВ.

Журналист.

 

Сборники и книги Елены Камышной

 

Далекий крик последних журавлей (1998)

Ангел мой (1998)

Жизнь – стремительное чудо (2001)

Ковыльные шелка (2006)

Обитель (2010)

И любить, и прощать, и радовать… (2014)

 

 Редакция 2021