+7(999)69-11111

Чернышёв Арсений Макеевич

Место работы:
Должность:

Родился 19 декабря 1923 в х. Голубиновка нынешнего Белокалитвинского района Ростовской области. Умер 19 августа 1988 в Ростове-на-Дону, Живописец. Автор сюжетно-тематических композиций и натюрмортов, портретист.

Учился в Ростовском художественном училище (1939-1941, 1946-1948), Киевском государственном художественном институте (1950). Преподавал в Ростовском художественном училище имени М.Б. Грекова (1957-1970). Жил и работал в Ростове-на-Дону, Участник Великой Отечественной войны. Член Союза художников СССР с 1949. Участник авторской творческой группы по созданию живописно-архитектурного комплекса-панорамы «Плевенская эпопея 1877 года», посвященного 100-летию Плевенской эпопеи и освобождению Болгарии от османского владычества (1975-1977). 

"Последовательным, серьезным художником в области сюжетной картины можно назвать в те годы Арсения Мокеевича Чернышева". В начале 60-х годов он работает в основном в панорамной живописи, исполнив панорамы для историко-краеведческого музея в Азове ("Взятие крепости Азов русскими войсками») и участвуя в коллективной работе по созданию панорамы и диорамы мемориала в Плевене (Болгария)" - говорит о нем искусствовед Ю.А. Рудницкий.

Судьбу Арсения Чернышева не назовешь простой. С детства в нем проявились незаурядные способности к рисованию, он поступил в "грековское" художественное училище. Началась война, и 18-летнего художника отправляют в другое училище - Астраханское артиллерийское. Оттуда, молодым лейтенантом Чернышев попал прямо в мясорубку Сталинградского фронта.

Лейтенант Чернышев был ранен, попал в немецкий плен, три года провел в концлагерях и был освобожден американцами. Ему предложили остаться на Западе, но он гордо отказался. Возвращаясь на Родину, Чернышев записал в своем дневнике: "Наш бедный, но яркий русский мир, наши курносые избы, колхозные поля, предпочел я изобилию чужих уголков. И я ли после этого могу не любить свое Отечество?"

Родина приняла его неласково: Чернышев сразу же угодил в фильтрационный лагерь для бывших военнопленных. "Там было хуже чем в концлагере у немцев", - говорит Анна Григорьевна. Лейтенант доказал, что в плену вел себя достойно. Ему разрешили вернуться в мирную жизнь и доучиться в училище имени Грекова. Но пятно побывавшего в плену висело над ним до самой смерти. Чернышеву так и не присвоили звания Заслуженного художника, хотя документы несколько раз уходили в Москву…

По окончании войны А.М. Чернышев продолжил учебу. С 1957 года - на преподавательской работе. Много пишет. Особый интерес к отечественной и особенно к донской истории.

По картинам можно судить о различных периодах в творчестве художника. Яркие, красочные полотна - портреты доярок, свинарок, председателей колхозов остались после творческой командировки от Союза художников в Казахстан, на освоение Целины. "Разгром Деникина под Егорлыком", "Тацинская трагедия", "Новая власть на Дону" - картины, повествующие о Гражданской войне. "Освобождение Вешенской", "5-й Донской корпус в тылу врага" - живопись на тему Великой Отечественной. Пленение Осман-паши", "Воссоединение Украины с Россией", "Князь Игорь в плену у половцев", "Гоголь слушает бандуриста", "Стасов, Крамской, Третьяков в гостях у Репина" - только перечисление названий картин дает представление о широте тематики творчества Чернышева.

Арсений Чернышев проявил себя как великолепный мастер батального жанра. Он часто повторял, что любит степь, донских коней и картины Митрофана Грекова.

"Арсений Макеевич Чернышев... Это была выдающаяся личность, которой его ученики подражали во всем, начиная от манеры живописи и до манеры держать себя в обществе. У него я научился многому в живописи и прежде всего умению выбирать колорит, построенный на тонких отношениях, Можно, безусловно, назвать Арсения Макеевича Чернышева одним из самых выдающихся педагогов училища в 1960-х - 1970-х годах XX века», (выпускник 1964 года А. Лазарев).

Когда делегация из братской Болгарии увидела в музее большую диораму "Взятие Петром Великим Азова", Чернышеву была заказана большая картина на тему русско-турецкой войны за освобождение Болгарии. Так возник и был осуществлен замысел создания самой большой в мире художественной панорамы "Плевенская эпопея 1877". Для нее в Плевене было построено специальное здание, а выполняли работу вместе с Арсением Чернышевым еще несколько художников-ростовчан, и их коллег из Болгарии.

Размеры панорамы впечатляют: 120 метров в окружности, и 16 метров высоты. Панорама была торжественно открыта в декабре 1977 года, и до сих пор собирает множество посетителей.

Свои творческие взгляды художник излагал в дневниках: на клетчатых листах из тетрадей, вырванных и сложенных пополам. Писал он только карандашом, и тут же, на полях, делал зарисовки. Вот мысли художника, никогда не высказанные им вслух:

"Истинный художник не стремится что-либо доказывать, ведь даже несомненная истина может остаться недоказанной"…

"Лучшей школой для изучения искусства является само искусство, а не жизнь"…

"Живопись есть символ всех символов. Она есть высшее откровение, потому что красота ничего не выражает"…

"Самая подходящая для художника форма правления есть отсутствие всякого правительства"…

Своими руками художник стал строить дом в поселке Недвиговка под Ростовом - чтобы жить подальше от всяких форм общественной власти. Своими руками, по чертежам из журнала "Наука и жизнь", он построил лодку и подолгу плавал на веслах между островами дельты Дона.

Свой последний большой замысел: сделать план реконструкции античной крепости Танаис, художник так и не успел осуществить. Тяжелая болезнь почти обездвижила его.

"Я обкладывала его подушками, а он просил принести палитру и кисти, - вспоминает его супруга Анна Григорьевна. - Я приношу, а у него нет сил работать"…

Они были вместе до последнего часа в жизни Арсения Макеевича. Он скончался в 1988 году.

На его могиле стоит коленопреклоненный ангел. Центральная улица поселка Недвиговка названа именем художника Арсения Чернышева.

 

Александр Оленев